Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать.

on среда, 2 декабря 2009 г.

К такому выводу, как процитировано в заголовке , я пришла , когда прочитала полученное сегодня сообщение.
Привожу его полностью...



Добавлю еще: У меня есть одно преимущество перед молодыми - молодыми мы уже были , а вот будут ли они старыми, еще неизвестно...

Итак, вот это сообщение.

Совсем недавно я получил письмо от своей американской знакомой Филлис Шлоссберг. Впрочем, она больше чем знакомая, ведь мы встретились лет пятнадцать тому назад. Дружил же я с ее мужем Джеком, ветераном Второй мировой. Он пошел воевать семнадцати лет, бежал от бедности, от приютов, где его оставили родители-алкоголики, бежал, чтобы участвовать в «хорошей войне». Стал летчиком-истребителем, полетал славно, потом служил во Франции, где научился понимать в винах и женщинах. Вернулся в Нью-Йорк, воспользовался законом, который давал большие льготы ветеранам, желавшим учиться, стал дипломированным бухгалтером, затем и адвокатом. Он был типичным продуктом Нью-Йорка: чуть жестковатым, чуть нагловатым, любителем хороших сигар, красивых женщин и вовремя выпитой стопочки виски. Но, кроме того, у Джека был врожденный вкус — он точно и тонко чувствовал живопись и театр, читал много и глубоко. Невысокого роста, на совсем худых ногах, с щелочками почти всегда смеющихся голубых глаз и чуть рыжеватыми волосами (он красил их по настоянию жены), Джек Шлоссберг был человеком необыкновенно уютным. Пишу «был», потому что в августе прошлого года он внезапно скончался, оставив дыру в моем сердце. Но дело не в этом, а в письме, которое прислала мне Филлис. Она пишет:

«Моя давняя подруга написала мне о своей старости, и я задумалась: стара ли я? Тело мое иногда говорит: да, стара… но сердце не соглашается!!! И я бы тоже не хотела вернуться в свои молодые годы. По-моему, это ее письмо очень точно подводит итог жизни».

Вот оно, это письмо:

«На днях одно юное существо спросило меня, каково быть старой. Я несколько растерялась, поскольку не считаю себя старой. Увидев мою реакцию, существо страшно смутилось, но я сказала, что вопрос интересный, что я обдумаю его и сообщу свои выводы.

Старость, решила я, это дар. Сегодня я, пожалуй, впервые в жизни стала тем человеком, которым всегда хотела быть. Нет, речь не о моем теле, конечно! Иногда это тело вызывает у меня отчаяние — морщины, мешки под глазами, пятна на коже, отвислый зад. Часто меня шокирует старуха, которая обосновалась в моем зеркале, — но переживаю я недолго.

Я бы никогда не согласилась обменять моих удивительных друзей, мою замечательную жизнь, мою обожаемую семью на меньшее количество седых волос и на плоский подтянутый живот. По мере того как я старею, я стала к себе добрее, менее критичной. Я стала себе другом. Я себя не корю за то, что съела лишнее печеньице, за то, что не убрала постель, за то, что купила эту идиотскую цементную ящерицу, в которой я абсолютно не нуждаюсь, но которая придает такой авангардный оттенок моему саду. Я имею право переедать, не убирать за собой, быть экстравагантной. Я была свидетелем того, как многие — слишком многие — дорогие друзья слишком рано покинули этот мир, еще не поняв, не испытав великую свободу, которую дарует старость.

Кому какое дело, если я читаю до четырех часов утра и сплю до полудня? Я сама с собой танцую, слушая замечательные мелодии пятидесятых годов, и, если мне иногда хочется поплакать над ушедшей любовью, что ж, поплачу. Я пройдусь по пляжу в купальнике, который еле удерживает располневшее тело, если захочу, я кинусь в океанскую волну, несмотря на полные жалости взгляды со стороны юных существ, одетых (раздетых?) в бикини. Они тоже состарятся.

Иногда я бываю забывчивой, это правда. Впрочем, не все в жизни достойно запоминания — а о важном я вспомню. Конечно, за эти годы мое сердце было разбито не раз. Как может не разбиться сердце, если ты потерял любимого, или когда страдает ребенок, или даже когда любимую собаку сбивает машина? Но разбитые сердца и есть источник нашей силы, нашего понимания, нашего сострадания. Сердце, которое никогда не было разбито, стерильно и чисто, оно никогда не познает радости несовершенства.

Судьба благословила меня, дав мне дожить до седых волос, до времени, когда мой юный смех навсегда отпечатался глубокими бороздами на моем лице. Ведь сколько же людей никогда не смеялось, сколько умерло раньше, чем смогли покрыться инеем их волосы? Я могу сказать «нет» абсолютно искренне. Я могу сказать «да» абсолютно искренне. По мере того как ты стареешь, все легче быть искренним. Ты меньше заботишься о том, что другие думают о тебе. Я больше не сомневаюсь в себе. Я даже заработала право ошибаться.

Итак, в ответ на твой вопрос, могу сказать: мне нравится быть старой. Старость освободила меня. Мне нравится тот человек, которым я стала. Я не буду жить вечно, но, пока я здесь, я не стану терять времени на переживания по поводу того, что могло случиться, но не случилось, я не стану переживать по поводу того, что может еще случиться.

И я буду есть сладкое на третье каждый божий день».



И вот такие стихи мне прислал Саша Шуманский


В двадцать лет мы летим над свечой,
Ослепленные счастьем движенья,
Не считаясь с ценой пораженья,
Не пугаясь, что так горячо.

В тридцать лет наша жизнь, как балет.
Мы причудливо счастливы в тридцать.
Искрометно и бурно струится
Даже чуть отодвинутый свет.

Станет пламя звездой голубой
Подниматься над нами все выше.
Этим светом мы любим и пишем,
И становимся сами собой.

Сорок лет - не для счета грехов.
Пульс по-прежнему ровен и плотен.
Это время старинных полотен,
Не замеченных раньше стихов.

И пока мы живем на земле,
До последнего вздоха и взгляда
Раздаем, принимаем награды,
Догораем на вечном огне.

Вы мне с нежностью смотрите вслед.
Ваш висок так давно серебрится.
А душа, как бессмертная птица -
Нет предела. И старости нет.

6 коммент.:

Анонимный комментирует...

У меня на работе есть одна дама.Ей 76 лет, она работает иженером. Носит светлые брюки, покупает себе косметику и духи, делает макияж. Бывает иногда резка в оценках того или другого, не оглядывается на чужое мнение. Она пережила войну, блокаду Ленинграда. Просто у некоторых людей есть внутри стержень, который не сломан, он не дает состариться духовно, несмотря на то, что "юный смех навсегда отпечатался бороздами " на ее лице! Валентина. Тосно.

Kyle and Svet Keeton комментирует...

Золотые слова истинной мудрости: У меня есть одно преимущество перед молодыми - молодыми мы уже были , а вот будут ли они старыми, еще неизвестно.

Я думаю с возрастом мы становимся мудрее и от этого счястливее: Главное уметь себя принимать таким какой ты есть и с годами это, кажется, становится все легче.

Света

Анонимный комментирует...

А у меня мама молодая, а брат боксер, в смысле регбист

Челита комментирует...

Анониму: Тебе хорошо с молодой мамой. А вот у моих сыновей мама вообще временами впадает в детство :-).
Но сыновья у меня очень хорошие и, что удивительно, умные к тому же. Хотя один из них спортом занимается заочно, за исключением прыжков в сторону и метания пирожков.

Анонимный комментирует...

Добрый день или вечер!
Зашёл в ,,Былое и думы"
сколько светлого,доброго,хорошего...
учусь каждый раз и благодарю судьбу за таких славных друзей!
большое спасибо.
силы и здоровья и всего хорошего и много.
Люблю и обнимаю.
Целую. Саша Шенкер

Евнеий Ерёменко комментирует...

Уважаемая Челита Григорьевна. Я всегда с интересом читаю статьи, которые Вы присылаете. А на днях вот получил совсем неожиданный ''гостинец'' - целую серию фотографий самолета
А - 380. Спасибо большое. Не зря Вы в своем почтенном возрасте освоили компьютер. От этого многим людям на земле стало лучше. Желаю Вам дальнейших успехов на этом поприще.

Отправить комментарий