Александр Городницкий. КАМНИ.

on понедельник, 9 мая 2011 г.

Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне, –
Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни?
Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни,
Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине?
Потому ли, что там, где дороги души бесконечны,
Увядают цветы, а вот камни практически вечны?
Или в том здесь причина, что люди стремятся нередко,
Снявши камень с души, передать его умершим предкам?
Потому ли, что Бог, о идущих к нему вспоминая,
Эти камни горячие сыпал со склона Синая,
Где над желтой рудой, в голубой белизне пегматита
Прорастали слюдой непонятные буквы иврита?
Может быть, эти камни – осколки погибшего храма,
Что немало веков сберегают потомки упрямо?
К ним приходят потом, как к стене неизбывного плача,
Вспоминая о том, кто уже невозвратно утрачен.
А скорее, и в этом, возможно, основа идеи,
Эти камушки – часть каменистой земли Иудеи,
Чтобы всюду усопшие, где бы они ни лежали,
Вспоминали Отчизну, откуда их предки бежали.
Много раз объясняли мне это, и все же понять я не в силах,
Почему только камни лежат на еврейских могилах?
Я не знаю причины, но, верный традициям этим,
И холодной зимой, и неласковым питерским летом
На Казанское кладбище, к старой раскидистой ели,
На могилу родителей камни несу я в портфеле.
Никаких не скажу над могилой родительской слов я, –
Принесенные камни у их положу изголовья,
Постою над плитой, над водою невидимой Стикса,
Подчиняясь крутой позабывшейся воле инстинкта.
И когда под плиту эту лягу я с предками рядом,
Под осенним дождем, под весенним прерывистым градом,
Принесите мне камушки тоже – неважно какие,
Но желательно все же, чтобы был среди них рапакиви.
Потому что порвать не могу я связующей нити
С этим городом вечным, стоящим на финском граните,
Где родился когда-то и вновь, вероятно, усну я,
Чужеродную землю наивно приняв за родную.

5 коммент.:

Skrynya комментирует...

Душевное стихотворение. Буквально на днях знакомые спрашивали - почему на еврейских могилах камни :) Это они "Список Шиндлера посмотрели".

Nadia Yeremenko комментирует...

Пробрало и пронзило.

Анонимный комментирует...

Пропитали слезами и кровью ее наши предки.
и детей здесь с любовью растили. Объедки
подбирали от голода. Были здесь биты.
Выживали из города их – они же семиты.
А они выживали назло всем вождям и бандитам.
Кто-то скажет - везло, но мы знаем, где правда зарыта.
Жажда знаний и труд бесконечный и горький –
это сделало нас, как сорняк, жизнестойкими.
Мы ушли, мы оставили землю полу родную.
И, конечно же, сердце порою о прошлом тоскует.
По тем улочкам детство бежало вприпрыжку,
первый раз целовалась в том сквере с мальчишкой…

Только дети свободны от этого горького плена.
Все на месте у них, как должно быть – обыкновенно.

Анонимный комментирует...

класс

Unknown комментирует...

Грустно,но как верно сказано,да болит душа.... Говорят,что камень помнит все,не зря из камня делают памятники,(память)

Отправить комментарий